Организация работы пункта коррекционно-педагогической помощи
В государственном учреждении образования «Детский сад № 83 г. Витебска «Полёт» организована работа пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом Барановой Татьяной Анатольевной в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, направленных на:
- коррекцию звукопроизношения;
- развитие фонетико-фонематической стороны речи;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
График работы учителя-дефектолога:
Понедельник — пятница 8:20 — 12:20
Консультации для родителей:
Первый вторник месяца 8.00 — 8.20
Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:
- заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся)
- заявления законного представителя обучающегося.
Обследование и распределение обучающихся, зачисленных на занятия в ПКПП проводится учителем-дефектологом пункта в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.
Занятия проводятся с 16 сентября по 25 мая.
Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2 — 4 раза в неделю.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
Продолжительность групповых занятий 25-30 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий 20 – 25 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий: 15 – 25 минут.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.
Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.
Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей — является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. Чем теснее будут взаимодействовать родители и логопед, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.
О сравнении своего ребёнка с другими
¨ Нет одинаковых детей, поэтому и задания очень индивидуальны. Не списывайте чужих заданий!
¨ Хвалите за старание, а не за результат.
¨ Не уставайте напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые может.
¨ Не ставьте в пример своему ребенку других детей: их достижения могли им ничего не стоить.
¨ Каждый ребенок имеет право на свой темп развития. Только не дайте ему потерять веру в себя.
Ребенок должен быть уверен,
что вы любите его и со всеми своими проблемами он может прийти к вам.
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ
Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.
На что обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова;
или Вы совсем не понимаете его речь
(при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй
(при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед.
Логопед поможет:
скорректировать произношение;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.