Страничка учителя-дефектолога

Организация работы пункта коррекционно-педагогической помощи

В государственном учреждении образования «Детский сад № 83 г. Витебска «Полёт» организована работа пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом Барановой Татьяной Анатольевной в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, направленных на:

  • коррекцию звукопроизношения;
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

График работы учителя-дефектолога:

Понедельник — пятница 8:20 — 12:20

Консультации для родителей:

Первый вторник месяца 8.00 — 8.20


Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:

  • заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся)
  • заявления законного представителя обучающегося.

Обследование и распределение обучающихся, зачисленных на занятия в ПКПП проводится учителем-дефектологом пункта в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Занятия проводятся с 16 сентября по 25 мая.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2 — 4 раза в неделю.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

Продолжительность групповых занятий 25-30 минут.

Продолжительность подгрупповых занятий 20 – 25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий: 15 – 25 минут.



ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей — является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. Чем теснее будут взаимодействовать родители и логопед, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.

О сравнении своего ребёнка с другими

¨ Нет одинаковых детей, поэтому и задания очень индивидуальны. Не списывайте чужих заданий!

¨ Хвалите за старание, а не за результат.

¨ Не уставайте напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые может.

¨ Не ставьте в пример своему ребенку других детей: их достижения могли им ничего не стоить.

¨ Каждый ребенок имеет право на свой темп развития. Только не дайте ему потерять веру в себя.

Ребенок должен быть уверен,

что вы любите его и со всеми своими проблемами он может прийти к вам.



КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ

Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.

На что обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова;

или Вы совсем не понимаете его речь

(при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

 если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй

(при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

 если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед.

Логопед поможет:

скорректировать произношение;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению.


ДЛЯ  ЧЕГО  НУЖНА  АРТИКУЛЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому  недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Правильное  произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.